Гудовка
 
 

Традиции

 
Гудовский гутар

Красна изба углами

Печь-кормилица

Хлеб-батюшка

Что в рот полезло

По одёжке встречают

Как лапти сплесть
 

Красна изба углами

С глубокой древности наши пращуры называли своё жильё избой. Слово "изба" произошло от слов "истопить" → "истопка" → " истба". Изба – это отапливаемое строение.

Благодаря открытиям археологов, мы знаем, какой была русская изба тысячу лет назад. Известно, что на протяжении последующих столетий её планировка оставалась неизменной. Установить, как выглядели избы наших предков в XVI–XVIII вв., вряд ли удастся. Вероятно, они были традиционными. Зато по сохранившимся строениям можно определить совершенно точно, как и из какого материала строились в Гудовке жилища в XIX – начале XX вв.,

Для северных районов характерны срубы – строения из сосновых брёвен, которые легко можно было заготовить в лесу за околицей. Поселившись в Терновом и Ендовище, служилые люди получили от государя во владение "лес Ведоговский", что начинался за Терновым. Там росли осина, липа, клён, орешник, кое-где встречался дуб. Как видно, лес этот дровяной, а не строевой. Конечно, можно было найти дерево на некоторые детали конструкции избы, но на хороший сруб – едва ли.

Поэтому в строительстве в основном использовали другие, более доступные природные материалы. Возле села вдоль всего ручья тянулся крутой глинистый склон оврага. Для строительства жилищ использовали глину, которую там добывали. До конца XIX в. в Гудовке из самана строили и избы, и надворные постройки.

Саман – это высушенный кирпич из глины, смешанной с рубленой соломой. Он обладает хорошей теплоизоляцией, поэтому в саманных строениях прохладно летом и тепло зимой. Если как следует изготовить саман и правильно его положить, то изба может простоять более ста лет без единой трещины. Внутри и снаружи стены штукатурили известковым раствором и белили.

Обожжённый кирпич стал массово использоваться в Гудовке с конца XIX в. и к 1920 г. кирпичных изб в селе было более половины (на стене избы Ивана Митрофановича Толубаева сохранилось клеймо мастера-каменщика: "1905 г. Илья Пашков"). Но сени и клеть часто продолжали строить из самана или камня (песчаника или ракушечника). Четы-рёхскатные крыши вместо соломы стали крыть "под жесть".

В плане изба представляла собой прямоугольник, обращённый широкой стороной на улицу, и состояла из отапливаемого помещения – непосредственно избы, неотапливаемого – клети (кладовая и место для летней спальни) и сенцами между ними. Избу старались строить так, чтобы "лицом" она смотрела на юг.
Русская изба
Вход в сенцы был со стороны улицы. Напротив входной двери в противоположной стороне сенец делали выход во двор. В избу вела дверь из вытесанных досок, высотой до 1,5 м и шириной до 1,2 м. Все двери должны были открываться в сенцы. Они вставлялись в коробки, которые составляли боковые косяки, вершняки и пороги.

Порог – это граница между миром хозяев и миром внешним, чужим. Через порог нельзя здороваться. Когда умирал хозяин, то гроб надо было трижды стукнуть о порог в знак его прощания с домом.

Пол в Гудовке раньше делали земляным, поднимали на 20-30 см над уровнем земли и утрамбовывали. Только с середины XX в. его начали застилать деревянными досками. Пол наши предки считали нижней границей, оберегающей человека от нави – мира мёртвых.

Верхняя граница – потолок. Его основой была матица – центральное бревно, на которое с обеих сторон одним краем укладывались доски-потолочины. К матице на крюк подвешивали колыбельку. Отправляясь в дальний путь, прощались с домом, подержавшись за матицу. Чужим нельзя было проходить в избу дальше матицы.

В гудовских избах печь ставили в дальнем от входа правом углу устьем к входу, т.е. на восток. Пространство избы перед устьем печи до стены, где входная дверь, было территорией хозяйки. От печи до окна стояла самая высокая лавка в избе – судная. В ней за занавеской или дверцами на полках хранилась посуда: вёдра, чугуны, горшки и др. А этот угол перед печью назывался печным или бабьим углом. Мужчине не положено было заходить сюда. Если же там оказывался чужой, то это вообще было оскорблением всего села. Бабий угол мог отделяться занавеской.

По диагонали от печи (слева от двери) находился святой угол, где на полке ставили иконы. Это особо почитаемое место. Из монет, что при строительстве избы клали под углы на счастье, под святой угол клали самую крупную. Жених выводил невесту из святого угла её избы. А она, входя в избу мужа молодой хозяйкой, сначала шла в святой угол. И первый сноп нового урожая ставили в святом углу.

Место у стенки от святого угла до входа занимал коник – лавка в виде ящика с откидным сиденьем для хранения инструментов хозяина. Чтобы не дуло, эта лавка от двери отделялась вертикальной доской-стенкой, которой придавали вид конской головы. Сидя на конике, хозяин плёл лапти, корзины, мастерил инструменты и предметы быта. Коник – мужское место, и женщине неприлично было на него присаживаться.

Под образами к конику ставили обеденный стол. Его столешница считалась божьей ладонью, поэтому по столу нельзя было стучать.
Вдоль левой стены от коника до противоположного угла устраивалась долгая лавка. Это женское место, где они пряли, вязали, шили.

К стене, противоположной входу, ставили примост – широкую лавку для спанья вдвоём. А между примостом и печью ещё умещался сундук, в котором хранилась праздничная одежда и семейные реликвии. С сундука удобно было забираться и на лежанку, и на полати.

Полати – широки дощатые полки-нары для спанья – устраивали под потолком между печью и противоположной ей стеной.

Днём изба освещалась через окна. Их не делали много для сохранения тепла в холодное время года. К тому же, любой проём (отверстие) в стене связывался с потусторонним миром и считался опасным для человека местом. Оптимальным было иметь два окна на южную сторону, одно – на северную да ещё одно оконце на юг из клети.

Никак нельзя было обойтись без искусственного освещения, особенно в долгие зимние вечера, когда занимались рукоделиями. Избу освещали лучинами из щепы ясеня, клёна, осины или дуба, сечением 1 см и длиной до 70 см. Реже использовались сальные свечи. Их делали, макая много раз в растопленный жир нить из конопли, вытянув её на лучине. После каждого погружения нити в жир её несли на мороз для застывания. Восковыми свечами пользовались только на праздники. Их изготавливали, закатывая нить в тонкую восковую пластину.

В конце XIX – начале XX вв. для освещения изб стали использоваться керосиновые лампы. Широкий 10-линейный фитиль, дающий больше света, могли позволить себе зажиточные крестьяне, а 7-линейный – небогатые.

К каждому празднику избу обязательно белили внутри и наводили порядок.

Выйдя из сенец в заднюю дверь, можно было оказаться во дворе. В Гудовке не принято было ставить хозяйственные постройки перед окнами избы на улице. Возможно, это объясняется тем, что улицы в селе не имели достаточной для этого ширины. Коровник, конюшня, сарай для сельскохозяйственного инвентаря, амбар, курятник традиционно располагались за плетнём во дворе.
От достатка семьи зависело количество надворных построек и использованные строительные материалы. Строили в основном из самана, а во второй половине XX в. – из дерева (способом "в закладку", когда пространство между каркасными столбами строения закладывалось досками, брёвнышками или колодами) с последующей обмазкой глиной.

Во дворе строили поветки – лёгкие плетнёвые строения, обмазанные глиной. Там, как правило, спали молодожёны и зимой, и летом.

Бани в Гудовке были редкостью. Мылись дома, а летом купались в речке. Ну, а уж если у кого была банька, то звал добрая душа и родню попариться, и соседей.

Молочные продукты, заготовки и др. хранились в каменном погребе, снабжённом погребцем – надземной постройкой – входом в погреб.

Прежде неприлично было в Гудовке избам быть без крылечек. По сути своей крыльцо – это сооружение между внутренним миром – родным домом – и внешней средой, не всегда благоприятной. Крыльцо – это граница, переходная зона, но уже спасительная, своя территория.

С крыльца провожали родных. На крыльце их встречали. Издалека родное крыльцо высматривали возвращавшиеся домой.

На крыльцо просили выйти вечерком своих возлюбленных молодцы и с нетерпением их ждали. А девица помаринует "для порядку", выйдет, наконец, с каким-нибудь рукоделием и пристроится на лавочке.

Закончив домашние хлопоты, собирались на крыльце у соседки с семечками иль с вязаньем пахнущие молоком хозяйки. Погутарят, новостя друг другу сообщат, обсудят, посплетничают (а то как же, не без этого, конечно) и с темнотой расходятся каждая к себе. Назавтра рано вставать.

На чьём-нибудь крыльце с сумерками собиралась побалагурить уличная молодёжь.

Крыльцо – это очень важная принадлежность дома, хоть и пристройка.

Такими были жилище и двор жителей Гудовки. И сейчас в селе можно найти традиционные русские избы и дворы, которые отсчитывают уже второе столетие. Их стены помнят слёзы и веселье, горе и счастье трёх-четырёх поколений хозяев.


К началу страницы

 
Главная      История      Герои      Традиции      Фотогалерея      Контакты

© Владимир Дмитриев, 2011-2024