|
Хлеб-батюшка
Несколько десятилетий назад хлеб в деревнях не покупали в
магазине, а в каждом доме хозяйки выпекали и ржаной, и
пшеничный. Гудовские ржаного хлеба ели значительно больше
пшеничного. Из пшеничной же муки стряпали лапшу, пекли блины и
пироги.
В XVIII–XIX веках в день съедали 900 гр. хлеба, а в страдную
пору – и того больше. Чтобы съесть такое количество хлеба,
требовались кислоты, поэтому нужны были кислые щи и квас.
Было принято, чтобы на столе всегда лежал каравай хлеба. Он
означал не только богатство дома и постоянную готовность
встретить гостя, но и служил знаком покровительства богов и
оберегом от недобрых сил.
Заквашивать тесто и печь хлеб – женская обязанность. Каждая
девица, готовя себя к замужеству, первым делом этому училась. Но
нельзя было печь хлеб "нечистой" женщине, а также в праздники, в
воскресенье, иногда и в другие дни недели.
Рецепт ржаного хлеба в каждом доме был свой, но было и общее.
Тесто замешивали всегда на закваске, т.к. дрожжи вредны для
организма человека и делают хлеб хуже. Чтобы заквасить хлеб,
надо приготовить закваску или оставить немного теста в старой
деже, где уже замешивали ржаной хлеб.
Успех выпечки зависит от хорошей закваски, а качество закваски –
от состояния дежи. Дежа – это большая деревянная посудина на
30-40 кг теста. Раньше её выдалбливали исключительно из липового
дерева. Потом дежи стали делать из дощечек (как бочки, только
низкие и с широким верхом). Дежа предназначалась только для
приготовления закваски. Нельзя было в ней готовить другую пищу.
Удачную закваску использовали много лет. Только нельзя делать
перерывы между выпечкой хлеба более 10 дней. Обычно хлеб пекли
на всю семью один раз в неделю.
Важно было умело протопить печь, чтобы достичь правильной
температуры. Потом в молчании деревянной лопатой хлеба сажали на
вычищенный и посыпанный отрубями под. Или подстилали капустные
листья. Пока хлеб в печи, разговаривали тихо, не ругались, не
шумели, не мели пол. Не то он "напугается" и не удастся. Пока
печь открыта, никто не должен выходить из дома.
Делить хлеб и раздавать его едокам должен был мужчина. Разрезали
каравай ножом на себя, прижав его к груди. Но прежде хлеб не
резали, а ломали. Наши предки верили, что вместе с "долей"
(куском хлеба) человек получает свою судьбу–долю, а вместе с
"частью" хлеба – своё "счастье".
Считали, что от обращения с хлебом зависит сила, здоровье и
удача человека. Если человек доест хлеб за другого, то заберет
его силу и счастье. Есть хлеб за спиной человека нельзя – съешь
его силу. Дашь во время еды со стола хлеб собаке – будешь
бедным. Оставишь на столе недоеденный кусок хлеба – похудеешь.
Плохой знак, когда во время еды крошки валятся изо рта: человека
ждёт скорая смерть. Упавшую крошку надо поднять, поцеловать и
съесть, или кинуть в огонь – предкам. Нельзя бросать хлеб на
землю. Нельзя класть на стол верхней стороной вниз, втыкать в
него остриём нож.
Хлеб был своеобразным обрядовым даром и магическим символом: его
брали с собой на сватовство, с хлебом и солью встречали молодых
после венчания, оставляли как жертву в поле, в лесу, в других
местах. Хлеб выносили на улицу при приближении грозы или
градовой тучи, чтобы защитить посевы. С хлебом обходили
загоревшийся дом или бросали его в огонь, чтобы остановить
пожар. Хлеб оставляли на ночь там, где собирались строить дом,
чтобы определить, доброе ли место. Хлеб несли при переходе в
новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни.
Пролетают века, развивается техника, меняются ориентиры, а
хлеб-батюшка был и остается самой большой ценностью. Ведь хлеб –
это жизнь.
|
|