Гудовка
 
 

Традиции

 
Гудовский гутар

Красна изба углами

Печь-кормилица

Хлеб-батюшка

Что в рот полезло

По одёжке встречают

Как лапти сплесть
 

Хлеб-батюшка

Несколько десятилетий назад хлеб в деревнях не покупали в магазине, а в каждом доме хозяйки выпекали и ржаной, и пшеничный. Гудовские ржаного хлеба ели значительно больше пшеничного. Из пшеничной же муки стряпали лапшу, пекли блины и пироги.

Хлеб ржаной

В XVIII–XIX веках в день съедали 900 гр. хлеба, а в страдную пору – и того больше. Чтобы съесть такое количество хлеба, требовались кислоты, поэтому нужны были кислые щи и квас.

Было принято, чтобы на столе всегда лежал каравай хлеба. Он означал не только богатство дома и постоянную готовность встретить гостя, но и служил знаком покровительства богов и оберегом от недобрых сил.

Заквашивать тесто и печь хлеб – женская обязанность. Каждая девица, готовя себя к замужеству, первым делом этому училась. Но нельзя было печь хлеб "нечистой" женщине, а также в праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели.

Рецепт ржаного хлеба в каждом доме был свой, но было и общее. Тесто замешивали всегда на закваске, т.к. дрожжи вредны для организма человека и делают хлеб хуже. Чтобы заквасить хлеб, надо приготовить закваску или оставить немного теста в старой деже, где уже замешивали ржаной хлеб.

Успех выпечки зависит от хорошей закваски, а качество закваски – от состояния дежи. Дежа – это большая деревянная посудина на 30-40 кг теста. Раньше её выдалбливали исключительно из липового дерева. Потом дежи стали делать из дощечек (как бочки, только низкие и с широким верхом). Дежа предназначалась только для приготовления закваски. Нельзя было в ней готовить другую пищу. Удачную закваску использовали много лет. Только нельзя делать перерывы между выпечкой хлеба более 10 дней. Обычно хлеб пекли на всю семью один раз в неделю.

Важно было умело протопить печь, чтобы достичь правильной температуры. Потом в молчании деревянной лопатой хлеба сажали на вычищенный и посыпанный отрубями под. Или подстилали капустные листья. Пока хлеб в печи, разговаривали тихо, не ругались, не шумели, не мели пол. Не то он "напугается" и не удастся. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома.

Делить хлеб и раздавать его едокам должен был мужчина. Разрезали каравай ножом на себя, прижав его к груди. Но прежде хлеб не резали, а ломали. Наши предки верили, что вместе с "долей" (куском хлеба) человек получает свою судьбу–долю, а вместе с "частью" хлеба – своё "счастье".

Считали, что от обращения с хлебом зависит сила, здоровье и удача человека. Если человек доест хлеб за другого, то заберет его силу и счастье. Есть хлеб за спиной человека нельзя – съешь его силу. Дашь во время еды со стола хлеб собаке – будешь бедным. Оставишь на столе недоеденный кусок хлеба – похудеешь. Плохой знак, когда во время еды крошки валятся изо рта: человека ждёт скорая смерть. Упавшую крошку надо поднять, поцеловать и съесть, или кинуть в огонь – предкам. Нельзя бросать хлеб на землю. Нельзя класть на стол верхней стороной вниз, втыкать в него остриём нож.

Хлеб был своеобразным обрядовым даром и магическим символом: его брали с собой на сватовство, с хлебом и солью встречали молодых после венчания, оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы. С хлебом обходили загоревшийся дом или бросали его в огонь, чтобы остановить пожар. Хлеб оставляли на ночь там, где собирались строить дом, чтобы определить, доброе ли место. Хлеб несли при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни.


Пролетают века, развивается техника, меняются ориентиры, а хлеб-батюшка был и остается самой большой ценностью. Ведь хлеб – это жизнь.
 

 
Главная      История      Герои      Традиции      Фотогалерея      Контакты

© Владимир Дмитриев, 2011-2024