Гудовка
 
 

История Гудовки

 
Древние поселения

Южные рубежи Москвы

На государевой службе

Наши предки

В Российской империи

Потомки однодворцев

При Советской власти

Источники

Воспоминания



Топонимия

Генеалогия

 

Потомки однодворцев

"Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет". Эта пословица очень точно отражает состояние однодворческого сословия. Так же, как дворяне, они владели землёй, но только сами на ней трудились, потому что очень немногие могли позволить себе крепостных, хоть и имели такое право.

В своём дворе наши предки держали лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу. В полях традиционно выращивали рожь, овес, ячмень, просо, коноплю, реже – пшеницу и гречиху. В обычные годы урожайность ржи, например, составляла от сам 3 до сам 6 (убиралось в 3 - 6 раз больше, чем засевалось), а овса - от сам 1,5 до сам 2. Но случались и засушливые, голодные годы, и нашествия саранчи. С 1778 г. в наших краях стали выращивать новую сельскохозяйственную культуру, ставшую в дальнейшем основным продуктом питания - картошку.
Страдная пора (Косцы). Мясоедов Г.Г. 1887г.
Страдная пора (Косцы). Картина художника Г.Г. Мясоедова. 1887.

Потомки детей боярских помнили о своём происхождении и поэтому с неким высокомерием относились к низшим сословиям, в том числе, к крепостным крестьянам, называли их "барскими". Считали что барин их балует, поэтому все они нерадивые и ленивые. Такое отношение наших предков к жителям сёл, ранее принадлежавших помещикам, сохранялось почти до середины XX века.

"Барские" в долгу не оставались и называли однодворцев "лапотными дворянами". Да ещё говорили: "Собрал чорт всех однодворцев в решето, и понес: гром грянул, он и выворотил их над Воронежем!"

Девушки-однодворки замуж за крепостных не шли, парни тоже не женились на несвободных. Родниться с представителями своего сословия из других сёл было не принято. Крупные помещики, по известным причинам, однодворцев ровней себе не считали. Так и держались наши предки друг друга, от иных обособленно.

Об однодворцах говорили, что они трудолюбивы, домовиты, аккуратны, двор строили удобно и красиво, огораживали высоким плетнём. Крепостные же строились кое-как, в избе и хозяйстве непорядок, всё настежь.

Считалось, что однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, готовили еду, хоть и простую, но разнообразную. Крепостные же были неприхотливы к пище.

Одежда у однодворцев была чистой, носили её со щегольством.

У предков наших не было беспризорных детей и бедствующих сирот. Если отца или обоих родителей уносила болезнь или "татарская война", то детей забирали себе родственники. Если же не могли взять или не осталось родственников, то сироток принимали в свои семьи односельчане.
Пастушки. Маковский В.Г. 1903г.
Пастушки. Картина художника В.Г. Маковского. 1903.

В конце XIX в. далеко за пределами Воронежской губернии славились мастерством терновские женщины-однодворки. Скупщикам для продажи на юге России они вышивали полотенца, головные уборы, женские рубашки, юбки, платья. Работы наших рукодельниц отличались контрастностью, яркостью, преобладанием геометрического орнамента в узоре (ромб, квадрат и др.), строгим выявлением конструктивных линий украшаемого предмета, чувством пропорций, техникой счетной глади, креста, строчки.

Летом селяне ходили в небольшой лес, что начинался сразу за Терновым, по грибы, по ягоды, дровишками запастись, лыко для лаптей надрать, поохотиться на кого. А то и на речке рыбачили. В те времена в Ведуге водились бычки, пескари, голавли, караси, карпы, налимы, щуки, сомы, судаки, лещи, лини, стерлядь и севрюга. И раков ловили вёдрами.

Наши предки каждую неделю обязательно посещали церковь. В ней не только богу молились да крестились, но и деловые вопросы меж собой решали.

Старожилы села не припомнят за весь XX в., чтобы кто-то из гудовских потомков однодворцев совершил преступление и был осуждён. За исключением, конечно, репрессий 30-х годов да одного бедняги, которого в конце 40-х по навету (на селе никто не верил, что он виновен) посадили на 20 лет.

Не было и алкоголиков. Это не значит, что все были трезвенниками. Бывало, что некоторые селяне иногда выпивали немало. Только на работе это никак не отражалось: земледелие и животноводство не позволяли расслабиться.

И, вопреки расхожему мнению, битьё жён было явлением очень редким и селом решительно осуждалось.

Постоянная смертельная опасность на протяжении XVII - XVIII вв. сформировали у наших предков особый тип характера. Они передали нам в наследство такие черты, как трудолюбие, выносливость, упорство, боевитость, неуступчивость, смелость. Не всегда мы встречаем понимание у представителей других регионов страны.


 
Главная      История      Герои      Традиции      Фотогалерея      Контакты

© Владимир Дмитриев, 2011-2024